Заряды с порошковой облицовкой для эффективного проведения ГРП
Стремясь к максимальному удовлетворению потребностей Заказчиков и рынка и предлагая наиболее оптимальные технические решения стоящих перед Заказчиками производственных задач, компания БВТ разработала и запустила в серийное производство кумулятивные заряды типа БО (большое отверстие) с порошковой облицовкой.
Основная задача и преимущество данного типа зарядов - повышение эффективности и максимизация производительности перфорации для операций по гидравлическому разрыву продуктивного пласта.
Традиционно для данных операций применяются заряды, образующие большое входное отверстие (БО) в обсадной колонне, с диаметром от 14-15мм до 25-30 мм. Стандартные заряды БО, которыедавно и прочно зарекомендовали себя как надежный инструмент для формирования отверстия большого диаметра в обсадной колонне, содержат в своем составе облицовку, штампованную из медной ленты. Однако, при формировании кумулятивной струи не вся облицовка участвует в процессе пробития канала. Фрагмент медной облицовки, составляющий, как правило, 40-45% от начальной массы, движущийся в низкоскоростной, «хвостовой», части струи, образует пест.Само по себе его наличие не говорит о нештатной работе заряда или об отсутствии отверстия в обсадной колонне. Часть пестов после перфорации остается внутри корпуса перфоратора, основная часть попадает в сформированный канал и в процессе эксплуатации скважины может быть вынесена пластовым флюидом внутрь обсадной колонны.
Для исключения возможного негативноговлиянияналичия пестов на различное внутрискважинное оборудование,были разработаны заряды БО с порошковой облицовкой (БОПО). Заряды БОПО с порошковой облицовкой не образуют пестов, при этом формируют входное отверстие, достаточное для успешного проведения ГРП, и канал, значительно превосходящий по длинеканалстандартного заряда БО. Так, заряды БОПО 89-го модельного ряда имеют глубину пробития до 700 мм при диаметре отверстия до 20 мм, по сравнению с 270мм глубины пробития и 23-24 мм диаметра отверстия для стандартного заряда БО.Также, одним из преимуществ разработанных зарядов БОПО является пониженная чувствительность диаметра входного отверстия на обсадной колонне к фокусному расстоянию (клиренсу) по сравнению с зарядами БО с цельнометаллической облицовкой.
В силу того, что диаметр отверстия БОПО более стабилен и прогнозируем, при расчете среднего диаметра, и соответственно, общей площади отверстий, на полный оборот фаз отличается не столь значительно.
Специалистами-инженерами БВТ были разработаны методики расчета эффективных диаметров перфорационных отверстий, для целей планирования ГРП, можно провести расчет необходимого количества отверстий, плотности перфорации для целевых значений давления и объемного расхода жидкостей ГРП, спрогнозировать потери давления на трение на перфорационных отверстиях.
Таким образом, основными преимуществами зарядов БОПО является:
1. Отсутствие пестов– минимизация рисков «прихватов» оборудования, предотвращение засорения оборудования флота ГРП;
2. Вдвое меньшая зависимость диаметра перфорационного отверстия от фазы –позволяет повысить точность и оптимизировать дизайн ГРП для получения большего количества работающих - эффективных отверстий, улучшить охват пласта, уменьшить давление разрыва пласта и давление закачки;
3. Меньший «паспортный» диаметр отверстия зарядов БОПО по сравнению с зарядами типа БО при расчете эффективных диаметров перфорации практически очень незначительно отличается от эффективного диаметра зарядов БО. При этом, обеспечивается большее количество эффективных перфорационных отверстий.